sa_5_gammon (sa_5_gammon) wrote,
sa_5_gammon
sa_5_gammon

Categories:

Россия в ПМВ (2)

Продолжаю выкладку интересных выдержек из журналов Особого совещания по обороне государства.
На втором году войны стало понятно, что нужны автомобили, много автомобилей.
Журнал № 28 от 28 ноября 1915 года.""В заключение Особое Совещание рассмотрело доклад подготовительной комиссии по общим вопросам об устройстве в России заводов для изготовления автомобилей, причем членами Особого Совещания были высказаны нижеследующие суждения поэтому поводу.
Член Особого Совещания А. И. Шингарев указал, что нецелесообразно расходовать весьма значительные суммы на создание частных автомобильных заводов и одновременно создавать казенный завод, так как по открытии казенного завода, частные, лишившись казенных заказов, принуждены будут закрыться, ибо работать исключительно в потребность частного рынка они не будут в состоянии вследствие конкуренции заграничных фирм и неблагоприятного положения нашего таможенного тарифа для развития автомобильной промышленности, положения, изменение коего представляется маловероятным, ибо это связано с договором с Францией. Вместе с тем А. И. Шингарев высказался за сужение круга фирм, с устранением тех из них, кои, судя но их современной деятельности, не будут в состоянии справиться в срок с изготовлением автомобилей.
Член Особого Совещания А. А. Добровольский обратил внимание Особого Совещания, что заказы имеется в виду дать на условиях, предусматривающих сдачу автомобилей не только во время войны, но и значительно позднее предполагаемой) ее окончания, то есть далеко за пределами тех сроков, в течение которых забота о снабжении армии входит в компетенцию Особого Совещания. Не отрицая необходимости для собственников, вновь призываемых к жизни потребностями войны, предпринтнй соразмерять цену своих изделий с подлежащими погашению первоначальными затратами, а следовательно, и с числом ожидаемых к сдаче изделий, А. А. Добровольский, однако, полагает, что в рассматриваемом случае правительство должно выговорить себе в контрактах право отказаться, в случае окончания войны, от принятия тех автомобилей, к изготовлению которых в момент отказа еще не будет приступлено, с возмещением предпринимателям только непогашенной доли первоначальных затрат, падающих на недопринятые изделия. Означенное условие, с одной стороны, освободит государственное казначейство от расходов, не оправдываемых текущей войной, а с другой - не создаст и затруднений к возникновению частных автомобильных заводов, деятельность которых обеспечивается потребностями гражданского населения в мирное время. А. А. Добровольский полагает, что оговорки, подобные указанной, приуроченные к каждому отдельному случаю, должны в интересах казны вводиться в заключаемые контракты во всех случаях создания для изготовления предметов снаряжения армии новых предприятий или новых их частей.
Член Особого Совещания Н. Н. Опочннин указал, что все основания доклада уже были принципиально одобрены Особым Совещанием и что нет оснований для нового их пересмотра. Правда, выясняется, что на покупку заграничных материалов нужно выдать заводам валюту на сумму в 30 % от общей стоимости заказов, но лучше произвести расход валюты в 30 %, чем в 100 %, как то было бы при заготовлении за границей.
Член Особого Совещания В. И. Тимирязев высказал, что не следует опасаться расходов на это дело, так как чем больше предприниматели покроют свои затраты, тем прочнее утвердится автомобильное производство.
Член Особого Совещания Д. Н. Сверчков отметил, что, согласно докладу, за время войны (до 1 июли 1917 г.) будет сдано не более 35 % общего количества заказанных автомобилей , причем будет выдано предпринимателям 30 % общей стоимости заказа в валюте. Таким образом в отношении расхода валюты заказ не является более выгодным, чем заграничный.
Действительный статский советник В. П. Литвинов-Фалинский указал, что принципиальная сторона настоящего вопроса уже одобрена Особым Совещанием. Поэтому вводить теперь в контракты какие-либо новые условия подставляется несоответственным. Можно лишь оговорить, что заводы обязуются сохранять после войны необходимое для изготовления автомобилей военного типа оборудование.
Член Особого Совещания Н. В. Савич высказал, что не представляется вероятной постройка казенного завода скорее, чем через год. Поэтому едва ли следует сокращать круг фирм, коим предоставляются заказы на автомобили. Более целесообразным было бы взять, в случае неисправности, некоторые частные заводы в казну. В итоге Н. В. Савич высказался за принятие решения комиссии.""
Решение: ""Утвердить принципиальные основания доклада подготовительной комиссии по общим вопросам об устройстве в России заводов для изготовления автомобилей. По настоящему вопросу войти с представлением в Совет Министров, предварительно предложив заводам, чтобы в контрактах было оговорено, что военное ведомство имеет право по окончании войны отказаться от дальнейшего приема автомобилей, с уплатой заводам непогашенной части стоимости их оборудования."" Выделение болдом - моё.
Tags: Первая мировая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments